Выдержка

Продолжаю серию стаей по основам фотографии. Сегодня мы с вами поговорим о еще одной важной составляющей экспозиции — о выдержке.

Как я уже рассказывал экспозиция — есть количество света пошедшее в единицу времени на светочувствительный элемент. То есть:

Е = А * S * I

, где А — диафрагма, S — выдержка, I — чувствительность пленки / матрицы.

Таким образом, если диафрагма определяет количество света, попавшего на пленку, то выдержка определяет длительность поступания этого количества света. То есть, если вернуться к нашему примеру с наливанием жидкости в стакан, то жидкость является светом, горлышко стакана — диафрагмой, а время, в течении которого мы наливаем воду, и будет выдержка.

Понимание понятия Выдержка

Понимание понятия выдержки затвора на примере наполнения стакана

Посмотрите на картинку со стаканами. Чем длиннее выдержка, тем:

  • больше молока в стакане;
  • более размазано выглядит струя.

Механически, в плане архитектуры фотоаппарата, за выдержку отвечает затвор камеры. Затвор — это движущийся механизм, который открывает на определенное время доступ света к чувствительному слою.

Затворы бывают:

- центральными;

- шторными.

Центральный затвор представляет собой систему лепестков, смещение которых увеличивает или уменьшает диаметр отверстия, через которое проходит свет. В современных камерах такой тип затвора почти не используется, его особенностью является ограничение выдержек до 1/500, но зато камеры с таким затвором могут синхронизироваться со вспышками на любых выдержках.

Шторным затвором оборудованы почти все современные камеры. Собственно, название говорит само за себя: в случае этого затора доступ света открывают движущиеся горизонтально шторки. Такой тип затвора более чувствителен к ударам и морозу по сравнению с центральным затвором, но имеет больший диапазон выдержек.

 

Как творчески использовать выдержку?

Имеет смысл рассматривать три ситуации:

  1. Связь выдержки и внутренней динамики сцены;
  2. Связь выдержки и освещенности сцены;
  3. Связь выдержки и фокусного расстояния объектива.

 

Связь выдержки и внутренней динамики сцены.

Возьмем такую гипотетическую ситуацию: самолет пронесется перед вами за 1 секунду, а затвор у вас открыт в течение минуты. Что вы получите на пленке? Самолет смажется, правильно ведь? Чувствительный слой экспонирует все, от чего отражается свет и попадает на сам слой. Если в течении времени, пока открыт затвор снимаемый объект движется, то и на пленке будет передано это «движение» или другими словами, изображение будет смазано. Если же мы хотим видеть объект резким на пленке, мы просто должны установить выдержку, адекватную скорости движения снимаемого объекта, что в большинстве случаев определяется опытным путем.  При этом нужно понимать, что уменьшение выдержки потянет за собой изменения экспозиции, то есть света при той выдержке, с которой вы хотите снять объект и резко и с хорошо проработанными тонами может не хватить, тогда вы должны или шире открывать диафрагму (но она имеет свой предел) или увеличивать чувствительность (но тогда полезет шум либо зерно), либо дополнительно подсвечивать сцену.

Лучше всего мои слова иллюстрирует следующий пример со съемкой лебедя:

Понимание связи скорости снимаемого объекта и выдержки

Понимание связи скорости снимаемого объекта и выдержки

При одной и той же максимально открытой диафрагме с выдержкой 1/30 все тени достаточно хорошо прорабатываются, но объект смазывается из-за большой скорости движения. Выдержка 1/500 замораживает объект, теперь он виден не смазанным, резким, но сам кадр недоэкспонирован.

Однако «смазанность» — это не всегда плохо. Можно использовать ее как художественный прием, ведь она передает скорость движения.

Например, снимая движущиеся объекты:

Скоростной поезд. Съемка объекта с проводкой

Съемка объекта с проводкой

В этом случае поезд был снят методом «проводки»: я вел камеру за поездом и в районе заранее намеченной точки начинал открывать затвор в режиме «серийной съемки». Соответственно поезд остался резким, а задним план смазался.

Или ночной город:

Съемка ночного города на длинной выдержке

Съемка ночного города на длинной выдержке

Или когда вы двигаетесь вместе с объектом, а размывается задний план:

Съемка движущегося автомобиля с впереди идущей машины

Съемка движущегося автомобиля с впереди идущей машины

А вот способ творческого использования выдержки, чтобы избавить площадь от людей:

Съемка оживленной улицы на длинной выдержке

Съемка оживленной улицы на длинной выдержке

Увеличивая выдержку и используя нейтральные фильтры можно полностью избавить площадь от прохожих или поступить как в моем случае, чтобы движение людей подчеркивало динамику статичного пейзажа.

Портрет на длинной выдержке:

съемка портрета с движущимся задним планом

съемка портрета с движущимся задним планом

И вода, снятая на длинной выдержке:

Вода сфотографированная с длинной выдержкой

Связь выдержки и освещенности сцены

При постоянно диафрагме вы можете управлять экспозицией сцены с помощью выдержки. То есть, предположим, вы снимаете пейзаж и по условиям съемки диафрагма должна быть f/22, но освещенности не хватает, чтобы снять этот сюжет с рук. В этом случае остается либо увеличивать чувствительность, что приведет к повышению зернистости изображения, либо увеличивать выдержку. В последнем случае вы обнаружите, что, снимая объект на длинной выдержке с рук, изображение будет не резким. Об этом я напишу чуть ниже. А теперь вопрос — как избавиться от этого? Очень просто — поставить камеру на штатив и снимать с любой выдержкой.

Вода сфотографированная с длинной выдержкой

 

Связь выдержки и фокусного расстояния объектива.

Попробуйте сделать снимок при низкой освещенности с рук на длинной выдержке. Что вы получите? Все будет Не резко? Почему? Ни для кого ни секрет, что руки человека не обеспечивают полной неподвижности: дыхание человека, ритм сердца, у некоторых просто дрожат руки, в общем, все эти факторы в случае диной выдержки естественно отразятся на кадре. Когда выдержка коротка, то они уже не имеют такой власти над резкостью кадра. Это происходит потому, что затвор успевает закрыться и открыться раньше, чем внешние факторы повлияют на резкость кадра.

А как же определить выдержку, необходимую для съемки с рук? Очень просто, опытным путем люди вывели эмпирическую формулу, по которой знаменатель выдержки должен быть не меньше фокусного расстояния объектива.

То есть если вы снимаете широкоугольным объективом 24 мм, то выдержка не должна быть меньше 1/30 (округленно для ряда выдержек вашей камеры).

Если вы снимаете телеобъективом 200 мм, то выдержка не должна быть меньше 1/200 и так далее.

Но это свойство можно тоже использовать, специально смещая камеру во время открытого затвора. Тогда вы сможете получить вот такие интересные снимки:

Съемка на длинной выдержке с микроподвижками камеры

Съемка на длинной выдержке с микроподвижками камеры

 

Понравилась статья? Оцените:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...Loading...

Добавить комментарий