О светофильтрах

Добрый день. В последнее время мне стали поступать вопросы о выборе и использовании оптических насадок к объективам, более известных как светофильтры. Сейчас в Интернете можно найти массу статей посвященных этой тематике, однако я все же решил написать еще одну и надеюсь она не окажется лишней. Нарушая привычные традиции системного и структурированного изложения материала, я решил пойти другим путем и осветить сею тему в виде изложения с элементами сочинения. То есть это будет рассказ о моих приключениях связанных с выбором, поиском и использованием светофильтров. Здесь также стоит отметить, что отчасти рассказ этот навеян книгами Ли Фроста и его подходом к выбору и использованию светофильтров. Итак, начнем…

Для начала приведу небольшую классификацию, не останавливаясь подробно на марках и принципе работы светофильтров (за этим обращайтесь к другим статьям, например, на PhotoWeb.ru или на PhotoDom.ru). Принципиально, по виду и схеме крепления я думаю сразу разделить все фильтры на круглые резьбовые и квадратные, компендиумного типа. Есть также другие разновидности фильтров, желатиновые, например. Но из-за небольшой распространенности мы их рассматривать не будем. В круглых резьбовых фильтрах (рис. 1) чаще всего применяются стеклянные линзы, которые бывают без просветления, с однослойным просветлением или с многослойным просветлением.

Рис 1. Резьбовой фильтр

Рис 1. Резьбовой фильтр

Фильтры с многослойным просветлением соответственно наиболее качественные — это позволяет с наименьшими потерями сохранить качество всей оптической системы (камера-объектив-фильтр), снизить вероятность появления бликов, засветок и обеспечить правильную цветопередачу. Большинство имеющихся сейчас на рынке фильтров иностранного производства — с многослойным просветлением. Все резьбы на круглых фильтрах стандартизованы под соответствующие резьбы на объективах. Соответственно под каждый объектив, если у вас их несколько, надо иметь свой фильтр, что выльется в копеечку. Как вариант — использование специальных переходников, то есть имея один фильтр и несколько переходников под разные объективы можно хорошо сэкономить, но об этом позже.

Рис. 2. Система творческих фильтров Cokin и принцип их крепления.

Рис. 2. Система творческих фильтров Cokin и принцип их крепления.

Рис 3. Основные компоненты системы Cokin.

Рис 3. Основные компоненты системы Cokin.

Рис 4. Крепление адаптера на резьбе объектива.

Рис 4. Крепление адаптера на резьбе объектива.

Рис 5. Крепление к адаптеру компендиума

Рис 5. Крепление к адаптеру компендиума

Рис 6. Размещение в компендиуме фильтра

Рис 6. Размещение в компендиуме фильтра

Фильтры компендиумного типа, или как их более правильно назвать, просто — квадратные, представляют собой вместе с системой крепления довольно сложную конструкцию. Когда я только углублялся в это, понять, что это такое было немного сложновато. На рисунках 2, 3 изображена схема размещения на объективе фильтра. Сначала на объектив накручивается резьбовой адаптер (рис.4), затем на него одевается собственно компендиум (рис.5). Как видно, компендиум представляет собой пластмассовый элемент с литыми наплывами на передней плоскости. В этих наплывах имеется группа полозьев для трех фильтров, т.е. по три с каждой стороны. Фильтры (рис. 6) держатся там за счет посадки с натягом и свободно могут перемещаться вверх-вниз относительно центральной оси камеры. А сам компендиум может также вращаться относительно нее

В компендиум вставляется квадратный фолиевый фильтр, коих у производителей таких систем имеется великое множество. Таким образом, для организации коллекции квадратных фильтров вам надо: сами фильтры (квадратные стекляшки), компендиум, переходники под имеющиеся у вас объективы. Наиболее широко в нашей стране (да и в мире) квадратные фильтры и аксессуары к ним представлены Системой Творческих фильтров Cokin (Франция). В процессе приобретения фильтров этого производителя я столкнулся с рядом вопросов, который мне пришлось разрешать. Поэтому считаю нужным привести здесь небольшой FAQ по системе Cokin.

Вопрос №1: Мне страшно, а вдруг я куплю фильтр, но не смогу найти компендиум, или он не подойдет к фильтру.

Если вы покупаете продукцию только фирмы Кокин, то о вопросах совместимости волноваться не стоит — все подойдет. Что касается вопросов поиска всех необходимых аксессуаров, то с проблемой отсутствия того или иного элемента вашей будущей системы столкнуться вы конечно можете. Что делать? Обыщите все фото-магазны города, фото-сайты, торгующие продукцией, фото-барахолки и интернет-фото-барахолки. В конечном счете, если вы не нашли что-то сейчас, не отчаивайтесь, возможно продукция, необходимая вам, появится через некоторое время.

Вопрос №2: Мне стало совсем страшно! А вдруг я не смогу собрать всю систему сам? Или вдруг я что-то забыл или не учел?

Еще раз повторю, что надо для организации системы Кокин:

- фильтр — стекляшка, продающаяся отдельно;
- компендиум;
- переходник.

Все. Больше вам ничего не надо. Что касается сборки, то это страшно только по началу, систему сможет собрать и 3-х летний ребенок: накрутили кольцо, одели на него компендиум, вставили фильтр — все.

Вопрос №3: Пришел в магазин, а оказывается фильтры Cokin бывают двух типов: A и P. Что делать?

A — более распространенный и чуть дешевле. P — профессиональный. Аксессуары для него сложнее достать и стоят они чуть дороже. Вся разница лишь в диапазоне резьб, на которых можно использовать каждый тип. P — до 82 мм. Поэтому я взял его. А — до 62 мм.

Система А (36/37/39/40.5/41/42/43/43.5/44/46/48/49/52/54/55/58/62mm and Hasselblad special rings) предназначена для объективов не короче 35 мм фокусного расстояния и имеет размер 67 мм.
Система Р (48/49/52/55/58/62/6772/77/82mm and Hasselblad special rings) имеет размер 83 мм и рассчитана на применение в широкоугольной оптике фокусом короче 35 мм, а также для всех объективов, имеющих большой диаметр передней линзы. Сделано это по вполне понятным причинам, дабы не виньетировать углы кадра.

Вопрос №4: Где купить в Москве квадратные фильтры и аксессуары к ним?

В первую очередь отправляйтесь в «Кинолюбитель» на Ленинском.

- «Мир Фото» на Белорусском.
- и «Сивма» — на Кутузовском.

А также кое-что есть в «Экта-Ф» на Студенческой.

Круглые фильтры можно купить в этих магазинах, и во множестве других — это не проблема….

Вопрос №5: Сколько примерно стоит все это хозяйство?

Фильтры в основном от 200 до 600 р. Т.е. при хорошем качестве дешевле круглых аналогов. Однако поляр стоит около 1500 р.
Компендиум… Здесь прикол такой — черный — рублей 300-400. Я умудрился купить ядовито-желтого цвета где-то за 200.
Переходники — 150-200 р., где-то так.

Вопрос №6: Что лучше: круглые фильтры или квадратные?

Это очень сложный вопрос. Покупая круглые, фильтры вы выигрываете в следующем:

- можете достать поистине супер-качественную линзочку, были бы деньги;
- круглые фильтры более компактны и удобны.

Рис. 7. Виньетки при использовании дешевого толстого фильтра и переходника на другую резьбу.

Рис. 7. Виньетки при использовании дешевого толстого фильтра и переходника на другую резьбу.

Но теряете вот что:

- качественные (в плане оптических свойств) круглые фильтры более дороги, чем квадратные.
- накрутив несколько фильтров или фильтр и переходник на объектив риск получить виньетки (рис. 7), убившие снимок, очень велик. Но об этом позже.
- Чтобы купить фильтр в тонкой оправе вам тоже придется переплатить.

Минус квадратных фильтров — их неудобство, некомпактность всей системы, неоперативность. Также стоит отметить, что не надо сравнивать Кокиновские фильтры с фильтрами производства фирм Лейка и Цейсс. По меньшей мере, это глупо.
Во всем остальном — имеем одни плюсы.

Теперь, закончив предварительный вводный рассказ о фильтрах, самое время перейти к тому самому изложению с элементами сочинения.

Итак, первый фильтр, который у меня появился, был Sky-фильтр, подаренный в Foto.ru при покупке телеобъектива. Надо сразу отметить, что, не смотря на то, что этот фильтр (как впрочем, и любой другой) снижает в некотором плане качество картинки, его все же стоит обязательно носить на объективе, причем постоянно. Ибо ни потеря качества, ни цена фильтра просто не может никак сравниться с той ценой, которую вам придется заплатить при повреждении по каким-либо причинам передней линзы объектива. Особенно это будет не приятно, если объектив этот у вас единственный. Однако здесь вас тоже будет ждать один подводный камень. Дело в том, что, снимая на широком угле (35-ии и далее) с надетым на объектив фильтром довольно просто получить виньетирование. Возможно, большая часть фильтров рассчитана на это, но как я отмечал выше, чтобы не покупать по каждому виду фильтров к каждому имеющемуся в коллекции объективу имеет смысл купить набор переходных колец. А вот с переходными кольцами все это хозяйство, увеличившись в длине и может смело начать виньетировать (рис. 7). Виньетирование может также проявляться и с недорогими фильтрами с толстой оправой. Так что по любому, чтобы использовать ваши фильтры на широкоугольниках вам придется купить несколько сверхтонких фильтров на каждый объектив… ну или по крайней мере отдельно продублировать Скай, поляр и софт для широкоугольника.

Я столкнулся с этим сравнительно недавно, когда стал забирать из лаборатории негативы с пейзажами, снятыми на 28 мм, с поляризационным фильтром и переходником. Таким образом, я понял, что «Поляр» я использую только на 28 мм, но использовать его я не могу по вышеописанным причинам. Значит, этого фильтра почти что нет.
Следующим фильтром, который я приобрел, был Туманный (Fog) фильтр фирмы Kenko (ссылка на результат съемки в моей галерее). Вот уж к чему у меня нет претензий, так это к нему. Ни разу он меня не подводил. В основном использовал его при съемке портрета и несколько раз в пейзажной съемке. Хорошая штука, всем советую. И советую его чаще с собой таскать, иногда очень полезно.

Потом я купил полярник (поляризационный фильтр). Надо отметить, что с поиском Фог-фильтра у меня были небольшие проблемы, пришлось полазить по Foto.ru. Но все же я его нашел. А вот с полярником оказались проблемы посерьезнее: то, что мне было надо, я не нашел даже на Foto.ru. Пришлось брать в Кинолюбителе на Ленинском. Взял по тем временам самый дешевый — 700 рублей. И зря! Вот тут-то я и понял, какое значение имеет цена (и соответственно качество) фильтров. Надо было брать родной, минольтовский! А не этот Кайзеровский! Короче говоря, на большинстве снимков с солнцем, где мой бюджетный минольтовский зум даже признаков бликов не подавал, блики стали появляться. Но вскоре, обнаружилась еще одна причина, по которой я настоятельно рекомендую использовать защитные фильтры — на передней линзе все того же бюджетного зума появилась небольшая царапина, которая давала блики теперь по поводу и без повода. Кстати, появилась и еще одна причина поменять Minolta AF 28-80/3.5-5.6 — у него вращается передняя линза, что при использовании поляризующих фильтров и градиентников жутко не удобно.

Теперь расскажу о том, как я перешел на Кокиновскую систему фильтров. Я обратил на нее внимание еще после чтения книг Ли Фроста, но тогда не придал особого значения. Причина была в том, что вся система крепления показалась мне слишком большой, не компактной. Так, кстати, и оказалось потом. Такая система действительно громоздкая. Когда вы увидите ее, то станет сразу ясно, что снимать, к примеру, такими фильтрами в городе, предположим, жанр, где нужна скрытность и молниеносность, очень не удобно. Сначала я очень переживал по этому поводу. Но когда целиком и полностью занялся пейзажем, то Кокиновская система оказалась просто находкой — здесь не от кого прятаться, никто не мешает, большинство сюжетов можно снимать неспешно и размеренно, не обращая ни на кого внимания. Забыл сказать, почему я собственно остановился на ней. Есть такая штука — называется градиентный (он же оттененный) фильтр. Для чего она нужна? На мой взгляд, это очень полезная. Когда вы снимаете пейзаж, с включенными в композицию и небом и землей, интервал яркостей, которых чрезвычайно велик, широта пленки, особенно при съемке на закате или рассвете, не позволяет вам «уместить» на нее все одновременно хорошо проработанным — либо небо будет пересвеченным, либо земля в виде силуэта. Если не преследуются особые художественные цели, то обычно хотелось бы избежать этого. Это как раз и позволяют сделать градиентные фильтры, у которых верх, имеющий большую оптическую плотность чем низ, или, проще говоря, более темный чем низ, плавно переходит в полностью прозрачное стекло к центру фильтра. Однако вы представляете себе, как использовать градиентный фильтр в круглом резьбовом исполнении? Не понятно еще? Если горизонт проходит у вас посередине кадра — все просто, а если выше или ниже? Тогда надо как-то перемещать градиентник вверх или вниз относительно оси камеры? С круглым резьбовым фильтром это не возможно! Поэтому я понял, что надо брать квадратный, который свободно перемещается в плоскости пленки.

Однако мне пришлось помучаться прежде чем я нашел то, что искал: то нет компендиумов, то фильтров, то переходников в московских магазинах. В общем, купил я все в Сивме на Кутузовском. Самое интересное, что я хорошо сэкономил на компендиуме: купив вместо черного желтый. Цена разнилась почти в два раза.
Надо признать, что пользоваться градиентниками еще надо научиться. Дело в том, что в моей Минольте (Minolta Dynax 4) не очень хорошо видна граница перехода из темного в светлое и очень легко ошибиться, что и получалось многократно. При ярком солнце на свету, ее видно сразу, а вот в темноте — это вообще беда. Ли Фрост советует в своих книгах для определения положения фильтра использовать репетир диафрагмы, но у меня его нет. Поэтому приходиться таскать с собой бумажку под размер фильтра, но по длине ровно в его половину и таким образом определять положение градиентника. Также иногда приходится решать какое количество фильтров использовать, для того, чтобы притемнить небо — 1 или 2. У меня их два — P120 и P121. Один раз получилось так, что я вообще превратил небо в черный цвет и никакой Фотошоп не помог. Так что осторожней с этим. В любом случае дубли еще не отменял никто, так что очень советую о них не забывать.

Если говорить о других светофильтрах, то начинающим фотографам я мог бы посоветовать приобрести еще Звездный восьми или шестнадцати лучевой, теплый (81А, 81В или 81С) фильтр и холодный (80В или 80С). И, я думаю, этого набора вполне будет достаточно.

В любом случае не зацикливайте свое внимание на фильтрах, советую куда больше тратить времени на компоновку кадра, продумыванием композиции и т.д. Это принесет куда больше пользы, чем не к месту примененный фильтр в банальной карточке….

Удачи и творческих успехов. Надеюсь это поможет.

Антон Романов
15.09.03

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...Loading...

Добавить комментарий