Фотографический бейсик: выдержка, диафрагма, чувствительность

Выдержка, диафрагма, чувствительность, экспозиция

 

Несмотря на обилие в Сети справочных материалов по базовой тематике, в которой, казалось бы, должен разбираться каждый фотограф мне постоянно продолжают задавать вопросы о том, что же это такое — выдержка и диафрагма. Я долго думал, писать ли статью на эту тему, ведь столько уже всего написано, даже в инструкциях на камеры рассказывается, что это такое, и в итоге придумал вот какую тему. Мне, знаете ли, очень лень было бы копаться в терминах и писать как я обычно делаю серьезный справочный материал на эту тему. Однако и читателю, как я выяснил, лень читать тяжелые статьи. Ему нужно быстро, просто, понятно и доступно. По-этому я подумал и решил попробовать написать несколько статей по теме фото-бейсика от себя, без обращения к специализированной литературе, как говорят — своими словами. Заодно и Вам понятнее будет.

Итак, коротко и по делу.

Давайте будем говорить о пленке, а не о цифре. Суть одна и та же, но на пленке будет проще объяснить. Самый главный элемент нашей съемочной системы — это светочувствительная пленка.  Для простоты скажем так — на пленке есть чувствительные к свету частицы вещества (кристалы), которое нанесено на саму пленочную подложку. В случае цифры эти самые вещества заменяют чувствительные элементы матрицы.

В принципе, камера особо и не нужна. В застойные времена, один мой знакомый делал камеру из консервной банки и пленочки, на которую была нанесена в ручную фотоэмульсия.

Таким образом изображение формируется светом попадающим на светочувствительный слой (или на матрицу). А фотоаппарат — это устройство, позволяющее управлять этим  светом. Если мы делаем фотоаппарат из консервной банки, то хорошо подходит вот какая аналогия:

Если банка закрыта с обоих сторон от попадания чего либо извне, но с одной стороны в крышке есть маленькое отверствие, а банку нам надо заполнить водой, то чем будет определяться количество воды, которое попадет в банку?

Размером отверстия, через которое вливается вода и количеством времени в течении которого оно вливается — логично?

Все, с водой закончили, возвращаемся к свету. Существует понятие необходимого и достаточного количества света, чтобы на пленке была вся информация со снимаемой сцены. Так как свет воздействует на всю поверхность светосувствительного слоя, то для некоторых частей изображения мы можем получить «пересвет» или «недосвет». Скажем, мы снимаем человека в тени лиственного дерева на пляже в солнечный день. Для получения деталей светлого песка, расположенного под ярким солнцем и отражающего много света нашей пленке  нужно на много меньше света, чем человеку стоящему в тени. При этом и у пленки и у цифровой матрицы есть своя широта. То есть нельзя получить одновременно хорошо проработанными и очень яркие участки изображения и очень темные. Хотим человека в тени — определяем количество света по нему и получаем слишком много света для песка на пляже. Значит он просто выйдет белым пятном на снимке.

Итого, получаем:

Отверстие через которое проходит свет — это диафрагма.

А время, в течении которого свет падает на светочувствительный элемент (пленку или матрицу) — это выдержка.

И последний, третий параметр — это чувствительность самого элемента (чувствительность пленки или матрицы).

А наша экспозиция — это:

Экспозиция = Выдержка х Диафрагма х Чувствительность.

Экспозицию, принято обозначать буквой Е, выдержку — S, диафргаму — А, а чувствительно пусть будет ISO, соответственно. Итого, наша формула имеет вид:

E = S * A * T.

Оперируя каждым из этих параметров, мы определяем количество света, попадающего на пленку.

Чувствительность — это эмпирическое понятие. Сейчас чувствительность обозначается числом и символом ISO. Вообще, ISO — это наименовании Европейского стандарта, как например ГОСТ или DIN. В одном из таких стандартов как раз и прописывается все, что касается измерения чувствительности в наше время, но нам этим голову засорять не надо.

О том, на что еще влияет выдержка и диафрагма мы поговорим чуть позже. Сейчас вы просто должны знать, что:

* Стандартный ряд чисел диафрагмы основан на уменьшении или увеличении яркости изображения при изменении самой диафрагмы в два раза: 1/1, 1/1.4, 1/2, 1/2.8, 1/4, 1/5.6, 1/8, 1/11, 1/16, 1/22, 1/32, 1/45, 1/64.
* Выдержка соответственно определяет время воздействия света на пленку или матрицу и выражается в секундах. На соверменных фотоаппаратах есть выдержки от 30» (30 секунд) до 1/12 000 с. Последняя нужна скорее в маркетингово-рекламных целях чем для чего бы то ни было еще. Существует также выдерджка от руки — B: фотограф сам определяет длительность выдержки в этом случае, то есть в ручную.
* Чувствительность пленки или матрицы в настоящее время определяется следующим рядом чисел: 50, 100, 125, 200, 400, 800, 1600, 3200. Для фотографа надо знать следующее — чем больше чувствительность изображения, тем больше зерно либо цифровой шум на снимке.

Чуть позже мы поговорим подробно и отдельно о диафрагме, выдержке и светочувствительности.

А в качестве десерта я покажу вам два видео. Они на английском языке, но в них сможет разобраться даже ребенок.

1) Из первого видео вы узнаете о так называем Ф-стопах (F-stops) или просто значениях выдержки, диафрагмы и чувствительности.

2) Второе видео проиллюстрирует Вам как меняется размер отверстия диафрагмы при изменении диафрагменного числа.

Понравилась статья? Оцените:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...Loading...

2 коммент. на Фотографический бейсик: выдержка, диафрагма, чувствительность

  1. Светлана
    26 Сентябрь, 2009 в 17:43 (2945 дней ago)

    Великолепный материал! Очень хорошо, что своими словами,доступное объяснение с таким образным сравнением (свет-вода) — понятно для начинающих и очень хорошо для родителей, которые хотят объяснить ребенку, а нужных слов не могут найти. Продолжение нужно обязательно, жду.

    Ответить
    • admin
      7 Октябрь, 2009 в 15:27 (2934 дня ago)

      Спасибо большое, Светлана! Продолжение уже готово! Все никак не найду времени запостить!

      Ответить

Добавить комментарий