Диафрагма. Все что вы хотели знать, но боялись спросить

ДиафрагмаСегодня мы с Вами поговорим о таком важном элементе творческого самовыражения фотографа как диафрагма. Как было и в прошлой статье, я продолжу говорить о фототехнике в режиме «на пальцах», то есть своим языком. Таким образом, и эта статья будет предназначена для начинающих фотографов, только делающих первые шаги в освоении фототехники. Тем, кому такое описание материала покажется слишком уж простым и поверхностным, я рекомендую обратиться к более глубокой технической литературе.

Итак, в предыдущей, открывающей цикл, статье о базовых элементах управления экспозицией, таких как выдержка, диафрагма и чувствительность мы узнали, что апертура (она же диафрагма) – это отверстие с изменяемым диаметром, через которое свет попадает на чувствительный элемент (матрицу или пленку).

Не могу не сказать пару слов об устройстве фотоаппарата. Итак, любая камера состоит как минимум из двух конструктивных узлов:

- самой камеры
- объектива

В камере расположена либо матрица (в случае цифрового аппарата), либо пленка и ленто-протяжный механизм  (в случае пленочного), и основные элементы управления фотоаппаратом. Объектив – это, говоря простыми словами элемент, который формирует световой поток, который попадает на светочувствительный слой. В самом сложном случае – объективы бывают сменными и состоят из большого количества линз. В самом простом случае, например, в случае камеры сотового телефона – объектив состоит из 1-3 линз и конструктивно совмещен с корпусом камеры.

Именно в корпусе объектива и находится и находится механизм диафрагмы. Конструктивно он представляет из себя набор лепестков из тонкого металла, расположенным особым образом. Меняя положение лепестков, фотограф регулирует размер отверстия, через которое проходит свет.

Очень сложно объяснять понятие диафрагмы,  не рассказав, что такое фокусное расстояние, однако об этом я собирался рассказать о одной из следующих статей. Само по себе это понятие очень тесно завязано на термины из оптической физики, поэтому чтобы не засорять голову начинающему фотографу расскажу следующее.

Существует еще один очень важный фотографический параметр – фокусное расстояние объектива. Он зависит от типа линз в объективе, их взаимного расположения и конструкции самого объектива. Все это формирует ход лучей в корпусе самого объектива. В зависимости от разного фокусного расстояние у нас создается эффект либо «приближения» объекта съемки, либо его «отдаления». Понятно, что сам объект остается на месте – это лишь оптический эффект.

Кроме  эффекта «приближения/отдаления» фокусное расстояние влияет и на угол обзора. Или попросту говоря – сколько объектов сцены влезет в нашу фотографию.

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Точное объяснение есть в учебниках физики. Пока просто примите это и все.

Таким образом, все объективы делятся на:

- широкоуголные («отдаляют» объект съемки, но из-за широкого угла съемки, позволяют вместить много объектов в кадр)
- нормальные (соответствуют человеческому зрению, которое говорят похоже на объектив с фокусным расстоянием в 43 мм. А вообще, нормальный объектив считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм).
- теле-объективы (объективы, которые «приближают», как бинокль, но у них очень маленький угол обзора)

К чему все это я рассказываю? К тому, чтобы понять, на что влияет диафрагма и как мы можем творчески использовать возможность изменения диафргамы:

1. Итак, первое свойство диафрагмы – это регулировать количество света, которое попадает на пленку за время открытия затвора. Следовательно – чем шире открыта диафрагма, чем больше света на наш светочувствительный слой попадет. Не важно, пленка это или матрица.

Как обозначается диафрагма? Есть такая формула:

A = F/D

То есть, параметр А – есть частное от деления фокусного расстояние объектива на диаметр отверстия, которое открывается для пропускания света. На самом деле делить Вам, естественно ничего не надо. Диафрагма так и обозначается f\n. Где n – ряд чисел, имеющий на всех камерах уже устоявшийся набор, кратный 2: 1, 1.4, 2.8, 4, 5.6, 8 и так далее. Итого, типичные обозначения диафрагмы: f\2.8, f\22, f\11 и так далее.

Теперь то. Что Вам надо запомнить. Если Вам нужно, чтобы на пленку попало больше света, то ставьте диафрагму с меньшими числами. Зачем нужны диафрагмы с большими числами мы поговорим чуть позже.

2. Второе свойство диафрагмы – управлять глубиной резкости (сейчас Вы поймете, зачем я рассказывал про фокусные расстояния). Здесь опять же, для того чтобы понять как это работает, нужно прибегать к помощи учебников по оптической физике, поэтому Вам придется просто принять это как Аксиому:

Чем больше вы закрываете диафрагму (чем больше диафрагменное число, то есть, например, f\22 и тому подобное, тем больше глубина резкости объектива.
Чем шире вы открываете диафрагму (малые диафрагменные числа – f\2.8 и т.п.), тем глубина резкости меньше.

Получаем какую связь – нужна большая глубина резкости – следовательно мы сокращаем количество света, попадающего на пленку. Хотим снимать в темноте, нужно больше света – имеем меньшую глубину резкости.

Что такое глубина резкости?

Проиллюстрируем это на фотографиях:

1)

eos5_ef24-70_f70_iso50_f28

2)

eos5_ef24-70_f70_iso50_f8

3)

eos5_ef24-70_f70_iso50_f161

Из приведенных иллюстраций видно, что на малых диафрагмах, в зоне резкости мы получаем только ближний объект, задний же скрывается в нерезкости. То есть глубина резкости это пространство строго параллельное плоскости пленки или матрицы. Если мы хотим чтобы резко были и ближние объекты и дальние – нам нужно ставить большие значения диафрагм, то есть увеличивать глубину резкости.

3. Третье свойство диафрагмы – виньетирование. Правда, для современных объективов это уже не так критично. Однако, стоит иметь ввиду, что для любого объектива характерно это самое пресловутое виньетировании при больших значениях диафрагмы f\22 и тому подобное. Виньетирование – это некоторое затемнение изображения по углам.
4. Четвертое свойство диафрагмы связано с ухудшением качества изображения на крайних диафрагмах. Давно известно, что самую лучшую картинку любой объектив дает при диафрагме f\8. Это так называемая средняя диафрагма. Особенно это имеет место быть для не дорогой оптики. С открытие диафрагмы, особенно на максимальное значение f\2.8 мы получаем некоторое ухудшение резкости. То же самое явление происходит и на сильно закрытых диафрагмах.

А теперь я в помощь моему читателю составлю табличку, объясняющую использование диафрагм в зависимости от ситуации:

Открытая диафрагма
Закрытая диафрагма
Пейзаж
-
+
Групповой портрет
-
+
Архитектура
-
+
Съемка в условиях низкой освещенности
+
-
Портрет
+
-
Сцены с размытым задним планом
+
-

А что же делать, если нужно обеспечить и большую глубину резкости и световые условия не позволяют снимать с рук? Варианты такие:

1. Использовать штатив, монопод или какую-либо другую ровную поверхность, куда можно установить фотокамеру
2. Увеличить светочувствительность
3. Использовать искусственное освещение: вспышки, лампы постоянного света и так далее.

Вот собственно и все, что Вам пока нужно знать о Диафрагме.

 

Понравилась статья? Оцените:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (34 votes, average: 4,85 out of 5)
Loading...Loading...

Добавить комментарий