Организация пленэрной съемки пейзажа. Часть 1

Организация пленэрной съемки пейзажа

Введение

Эту статью я замыслил очень давно, однако решиться на ее написание все никак не мог. Но вот в последнее время у меня появилось некоторое убеждение в том, что мне определенно есть, что сказать миру, и я решился. Кстати, в разговоре о статьях, мне почему-то захотелось сказать пару слов об их направленности и собственно о направленности всего моего сайта. Действительно, писать статьи обзорного характера, например, на техническую тематику мне уже не интересно. Это не только чревато быстрым их устареванием в эпоху семимильных шагов технического прогресса, но и просто бесполезно, если не сказать вредно. Сейчас в стране появилось большое количество фото-журналов, 80% площади которых занимают именно материалы по технике или композиции. Причем часто все эти статьи про композицию являются пустым переливанием из пустого в порожнее, и каждый раз читая новую такую статью, думаешь, что где-то все это ты уже читал. Кстати, в контексте этого, вспоминается великий журнал Советское фото, где как раз было все наоборот: статей по технике было на много меньше чем другого материала. В общем,  в один прекрасный момент фотограф переходит на новую ступень развития, когда его перестает интересовать техника, и вопросы эстетические, творческие, духовные новой преградой встают перед ним. Вот собственно и эта — еще одна попытка отойти от канонов стандартных фотографических статей и написать что-то новое, связанное с духовной и практической стороной фотосъемки…

О чем эта статья?

Скажу сразу, в этом тексте я хочу передать свой опыт и, прежде всего, свои переживания, мысли, так что этот материал будет в каком-то плане субъективный и односторонний. Но я все же надеюсь, что найдется кто-то, кто разделит мои страдания и мои проблемы, а значит, и я не зря старался, и текст нашел своего читателя. А если кто-то еще и найдет здесь что-то полезное для себя, то это будет для меня высшей наградой.
И так, в первую очередь я хотел рассказать здесь о чисто технических и организационных проблемах, связанных со съемкой пейзажа. О том, как пытался их решать и какие пути решения я только вижу. Как будет ясно из текста, в решении этих задач судьба свела меня с туризмом и с туристами в частности. Я попробую рассказать о том, что такое туризм для профессионального фотографа. Дело в том, что в Интернете большое количество статей посвящено туризму как спорту или виду активного отдыха, очень много информации посвящено экипировке и организации походов, и вместе с тем о фототуризме не сказано ничего. А ведь фотограф-пейзажист непременно связан с природой. Ему приходится сосуществовать вместе с ней, быть с ней в постоянном контакте, в общем, пейзажист, который сидит дома — не пейзажист. И вместе с тем, статей посвященных именно организации фотосъемок и пленэров для профессионального фотографа практически нет. То есть, что-то отдельно для фотографов, что-то отдельно для туристов, а вот объединить это еще никто не пытался. Я также попробую окунуться в некоторые технические аспекты фотосъемки пейзажа, и возможно немного пофилософствовать в конце.

Для кого эта статья предназначена?

Ну, вообще, правильнее было бы написать — кому она противопоказана. Я увлекаюсь пейзажем и полностью предан ему, поэтому людей, занимающихся другими жанрами, вряд ли заинтересует эта статья. Этот материал предназначен для тех, для кого организация пейзажа связана с определенными трудностями, поэтому людям, имеющим личные машины, дачи или живущими в непосредственном контакте с природой (например, в деревне) он противопоказан.
Эта статья, скорее всего, для новичков, только делающих первые шаги в фотопейзаже, вот им она, думаю, будет очень полезна. Ну и я также полагаю, что этот материал будет интересен некоторым туристам, путешествующим малыми группами и возможно художникам.

Начало

Пожалуй, хватит томить моего читателя бесконечными лирическими отступлениями, и я поспешу перейти к изложению основного материала, который хотел поведать. Я все решил, что проще мне будет начать с так любимого мною автобиографического изложения с элементами сочинения и уже в конце перейти к структурному изложения материала….

Итак, дело было в 2003 году. Это был год, когда я впервые услышал такое понятие, как «своя тема». В те дни я только начинал задумываться над самым простым — над выбором своего жанра. Такой период был у каждого начинающего фотографа: прочитаны горы литературы по фотографии и пройден маленький этап первой практики — пора подвести его итоги. В книжках по фотографии очень часто, в разделе практических уроков разбиваются на главы согласно принятым канонам деления фотографии на жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, репортаж. Хочется попробовать себя в разных жанрах и через какое-то время приходит, наконец, понимание: «мое» или «не мое». Человек выбирает для себя, какая форма ему наиболее интересна, посредством чего он хочет видеть, познавать и рассказывать о своем внутреннем мире. Светлана Пожарская в своей книги «Фотомастер» даже ввела такую главу «Фотопасьянс», где она предлагала разложить лучшие фотографии автора и попытаться понять в каком жанре больше всего у него хороших снимков, что есть его «конек». Вот именно тогда я и понял, что пейзаж — это наиболее интересный для меня жанр и именно в нем мне наиболее удачно получается самовыражаться и я понял, что именно ему я и буду уделять большую часть свободного времени.

Организационные особенности пейзажного жанра

Не вдаваясь сейчас в композиционные или сюжетные отличия пейзажа от других жанров, затрону вопросы организационной его специфики. С первого взгляда, это может показаться странным, но это очень важно. Не хочется забегать вперед в своем повествовании, но как я понял много позже, пейзаж — это:

1. Свет
2. Момент
3. Место
4. Подача.

Именно в этой последовательности и ни в какой другой, именно этот набор компонентов и позволяет создать произведение искусства, а не банальную открытку.

Свет. Я видел сотни примеров, когда совершенно потрясающий пейзаж был испохаблен неопытным фотографом, снявшим его в случайное время с не интересным светом и вместе с тем я видел снимки, сделанные чуть ли не на помойке, но редкий свет позволил создать настоящие шедевры чутким фотографам. Именно поэтому, свет — первичен, а место вторично. Свет создает настроение, подчеркивает объем, передает пространство, создает ритм. Свет может стать идее снимка, его сюжетом. Но все сказанное выше, вовсе не означает, что свет как творческий прием должен быть в каждом снимке, иногда снимок может быть построен только на одной форме…

Момент. Вообще, свет — это тоже категория момента, но мне захотелось выделить его отдельным пунктом — слишком он уж важен. Момент играет не меньшую роль в создании образа. Банальный вид реки может заиграть, когда по небу будут пролетать клином журавли или старый мост одухотвориться когда по нему будет проходить странный прохожий.

Место. Конечно место то же играет большую роль, ведь мы снимаем пейзаж, а это отчасти и ода природе, ее дикости, красоте, непокорности, непредсказуемости. Как можно снять пейзаж в городе или у себя в квартире?

Подача. А сюда входит все остальное — ракурс, точка съемки, композиция, техника и т.п.

И так, снимая пейзаж, мы должны быть в нужном месте, в нужное время и в необходимом состоянии духа, чтобы все эти 4 компонента слились в нужных нам или интересных для нас пропорциях. А вот отсюда становится ясно, что снять пейзаж, сидя дома — не возможно. Так можно сделать портрет или натюрморт, но не пейзаж. Пейзаж как жанр требует особой организации, а поиск момента и места, когда все эти вышеуказанные компоненты заиграют в унисон — требует больших затрат времени и усилий. Чтобы найти место вам нужно уметь пользоваться картой, нужно много ходить и тратить на это много времени. Но это еще не все. Вы можете найти совершенно бесподобный вид, но поймете, сняв его, что сейчас сделаете просто красивую открытку, а чтобы этот вид заиграл, вам нужен особый свет, определенное положение облаков и подходящий момент. А для этого нужно еще больше времени и усилий по организации….

Первые шаги

Пожалуй, первый шаг, который я сделал, в попытке снимать пейзаж, была поездка в заповедник Коломенское. Это парк, расположившийся на берегах Москва-реки в пределах столицы. Из техники у меня тогда была лишь старенькая Смена Символ, которая вызывала у меня огромные проблемы в измерении экспозиции и наводке на резкость. Я быстренько пробежался по парку отсняв за полчаса целый ролик пленки и поехал домой. Помню, как я показал маме свои пейзажи и как они были жесткого раскритикованы. И если б не мой тогдашний приятель, художник, который похвалил тогда мои работы, быть может я бы никогда и не занялся бы фотографией. Вот та редкая польза от плохой критики. Сейчас глядя на эти первые фотографии у меня конечно невольно всплывает улыбка — на сколько они убоги и нелепы, но первый блин ведь всегда комом.

Наверное, какому-нибудь заправскому фотографу, который за своими пейзажами не боится ездить на Чукотку, было бы сейчас смешно читать эти строки, но почему-то для меня тогда это был настоящий поступок. Ведь самое сложное, что пришлось тогда преодолевать в первый раз — это трудность снимать на людях, когда чьи-то любопытные глаза, как только ты наводишь на что-то камеру, сразу удивленно смотрят на тебя. Кстати, стоит заметить, что и сейчас я не могу и не люблю снимать при свидетелях, так сказать и это одна из многих причин, по которым я люблю снимать дикий пейзаж — потому что это для меня отдых, прежде всего от людей.

Потом у меня появилась наконец-то «зеркалка», которой я и снимаю по сей день, и я стал часто снимать в парках. Но вскоре я нашел один большой минус такой съемки.
Если оставить за кадром тот факт, что места в наших парках не особо-то и выдающиеся, и говорить о первых двух Компонентах, то вот как раз свет и момент поймать в таком режиме фотосъемок довольно сложно. По крайней мере, было сложно тогда. Ведь в прекрасные часы, когда хочется приехать снимать Московские красоты: утром или на закате эта возможность затруднительна. Здесь стоит оговориться, что машины я не имею и являюсь ее горячим противником, а вот как добраться летом к четырем утра на другой конец города без машины — это еще надо подумать. С закатом немного попроще, но летом, закат обычно начинается поздно, и возвращаться практически к 12-ти часам ночи домой не очень-то хорошо. Ну и, конечно же, здесь стоит упомянуть о пресловутых гуляющих и отдыхающих горожанах и в особенности о местной шпане, часто распивающей пиво в городских парках — лично меня это сильно отвлекает от съемки, приходится думать совершенно о другом нежели о будущем снимке.

Родной парк

Своеобразным выходом из проблемы стал родной Филевский парк. У меня в 15-ти минутах ходу от дома есть парк, в котором можно спокойно снимать, не боясь поздно прийти домой и не утруждаясь проблемой трансфера до места в утренние часы.
Именно так я и поступил: довольно долго я снимал пейзаж здесь, в этом парке, но вскоре я понял, что это место себя исчерпало, что я отснял практически все, что можно было в этом месте и мне хочется чего-то нового. Ведь в городском парке довольно сложно сделать даже простейшую вещь — передать пространство. Нет в парках такого размаха, объема, как, например, в горах или степях, я уж не говорю об образе дикой природы, со всеми присущими ей качествами и возможностями для фотографа. Кроме всего прочего, немного поработав в парках, понимаешь как сложно выбрать точку съемки или ракурс так, чтобы туда не попала очередная помойка или пьяная компания. Вот так в моей голове и родилась дерзкая идея о том, что надо выезжать за пределы Москвы или, говоря другими словами — «Природу надо снимать там, где она есть — на природе, а не в городе».

На дальней станции сойду…

Не знаю почему, но у меня с детства был какой-то страх к электричкам. Что-то было в них неизведанное, что-то дикое. И действительно, кого в них только не встретишь и всякие пьяные компании вольготно себя ведущие в вагонах (ведь это же не метро, здесь нет такого количества хранителей правопорядка), и каких-то не здоровых личностей, и просто алкашей или психов. Наверное, в этом сложно будет понять меня моим читателям, но лично меня сдерживал вот именно такой страх и мне его пришлось преодолевать.

Но все же я решился! Так, поездка за поездкой, и поехать за город снимать для меня стало обычным делом. Но вскоре я столкнулся все с теми же проблемами, что и при съемке в городе. Только здесь этот вопрос стоял еще острее. Учитывая расписание областных электропоездов, а тем более автобусов, которые в некоторых местах ходят всего три раза в сутки, добраться до какого-то места к утру или вернуться после поздней закатной съемки кажется совсем не реальным. Да и хорошо ли это, когда вечером, снимая на закате, ты думаешь как успеть на электричку а не о самой съемке.

Но во всей этой истории хочу отметить один положительный момент. Помню, как в августе 2004 я приехал в первый раз на станцию Бородино, ибо я так устал от тесноты Московских парков, что мне хотелось увидеть, наконец, настоящий простор, настоящие поля. И я их увидел. И пишу эти строки собственно я ради того, чтобы мы, фотографы никогда не забывали зачем мы ездим за 100-200 километров от Москвы каждые выходные. Нет, не чтобы сделать очередное Фото Дня для очередного фотосайта, а вот именно за тем удовольствием, которое я испытал, когда в прошлом году, спустя 5 или 6 лет я в первые попал за город. У меня были такие чувства, будто я и не знал, что существует что-то кроме Москвы. Как это был тогда прекрасно: в первые услышанный щебет птиц, а не карканье ворон, звуки стрекочущих кузнечиков, бабочки и стрекозы, прорезающие воздушное пространство передо мной. А встреченная на последок семья огромных орлов вообще поразила меня до краев души. Где я еще такое видел? В зоопарке!

Но мне еще предстояло искать решение той проблемы с организацией фотосъемок, которую я обозначил раньше…

Санатории

В один прекрасный момент мне пришла в голову идея снимать в пансионатах и санаториях. Такие организации, расположенные обычно в красивых уголках природы, обеспечивают полную безопасность отдыхающим и при этом дают возможность снимать в неограниченно режиме и в нужное время вернуться в номер. Довольно подробно об этом виде отдыха я описал в своей статье «Отчет о поездке на Селигер» и здесь лишь резюмирую те результаты, которые дала одна из таких поездок. Да, действительно, санатории дают некоторую свободу по выбору не только времени съемок, но места. Однако, такой отдых все же дорог, ограничивает возможность перемещений профессионального фотографа, а инфраструктура санатория лишает фотографа приблизиться в плотную к девственной и не тронутой природе. Ну что же, после того, как я опробовал на своей шкуре вариант с санаториями, остался последний шанс, к которому я уже к тому времени был морально готов — фототуризм.

Фототуризм

К тому времени как я стал собирать информацию о туризме, я имел о нем очень смутные представления и терялся в догадках в отношении многих его аспектов. Туристы в моем представлении тогда были этакими качками в толстых свитерах и с огромными рюкзаками. Около полугода ушло у меня на сбор информации и теоретическую подготовку и собственно все то, что я узнал за это время, я собираюсь передать в этой статье. Скажу сразу, что по выбору экипировки турист имеет очень широкий выбор. Он может собственно и ничего не потратить сшив и сделав все сам, а может выкинуть огромное количество денег совершенно на ветер. Лично я собирался выбрать средний вариант. Обычный турист ходит в поход ради самого туризма, ради экстрима, ради возможности прикоснуться в течение нескольких дней к первобытной жизни. Я сразу понял, что у меня, как у профессионального фотографа цели совершенно другие, все эти туристические сложности меня мало волнуют, и в поход я собираюсь не ради них. А вот мешать как раз они мне будут, особенно если учесть, что в поход я собираюсь в первый раз…

Покупка снаряжения заняла у меня еще полгода, так как подошел к этому вопросу я со всей серьезностью дела надо сказать, что это вообще тема отдельной большой статьи. Но хочу заметить, что большая часть «снаряги» оказывается крайне полезной даже тем, кто просто ездит в однодневные поездки за город, об этом тоже я расскажу ниже.

Итак, как только снаряжение было собрано, я решил пройти первое боевое крещение под надзором более опытных товарищей, чтобы понять что такое вообще поход, смогу ли я туда ходить и нужно ли это вообще мне. Я принялся искать клубы в Москве, с которыми можно было бы сходить в простенький ПВД и по возможности подчерпнуть как можно больше от опытных туристов под чьим началом бы я пошел, чтобы в последствии использовать это в своих одиночных вылазках. Надо сказать, что это оказалось довольно не легко и на это у меня ушло 3 дня поиска в Интернете, но я все-таки нашел то, что мне нужно и прошел с успехом это самое боевое крещение. Полный отчет об этом можно прочитать у меня на сайте, а вот рассказать о выводах, которые я сделал из этого мероприятия и следующего похода — я думаю как раз самое время и место. И вывода этих два:

1. Снимать с группой в походе — довольно тяжело. Хотя я и видел много хороших снимков, сделанных именно в коллективных походах, но, тем не менее, лично для себя я все равно сделал именно такой вывод. Объясню почему: групповой поход в 90% случаев подразумевает под собой перемещение группы туристов, а не группы фотографов, значит нужно быть готовым к тому, что с вашими интересами никто считаться не будет, ибо цели туристов в большинстве случаев связаны с прохождением каких-то препятствий, больших расстояний и т.п. Группа идет маршрутом, заранее продуманным и просчитанным, с заранее просчитанной раскладкой продуктов и спланированным расходом сил. Любое нарушение этого расчета для группы чревато какими-либо последствиями. Если вдруг вы увидите потрясающий вид и скажите, что вам нужно изменить маршрут, чтобы снять его с необычного ракурса, или тем более дождаться нужного света — представляю какие глаза будут в этот момент у капитана группы. В общем, хотите — верьте, хотите — нет, но цели туристов и фотографов принципиально разные и все остальное — это компромисс, в самом плохом смысле этого слова.

2. Никакого риска в перемещении по Подмосковью пешком я не вижу и чем дальше эти места от «населенки», тем риска этого меньше, так что бояться здесь ничего абсолютно. А вот о риске одиночного перемещения мы, пожалуй, поговорим ниже.

И так, ясно было одно: панацея от всех моих проблем — одиночный туризм, ну или как крайний вариант — фото-туризм малыми группами.

Супротив фототуризму

Первый и самый распространенный вариант организации трансфера до места съемки для современного фотографа — это использование автомобиля. Собственно рассказывать здесь особенно подробно нечего. По сравнению с обычным треккингом здесь все на много проще, можно взять большую кемпинговую палатку и удобные спальники-одеяла, запитать примус бензином, добраться куда угодно и приехать домой в любое время. Подобный вид туризма имеет большие ограничения, особенно по съемке дикой природы. Так что учитывайте, выбирая этот вид организации фотосъемок, ваши интересы в пейзаже. Скажем, если вы снимаете подмосковные церкви в старых городках типа Торжка и т.п. то вы сможете использовать своего железного коня в любое время. Если вас волнуют будни и праздники деревенских церквей, то зимой и в межсезонье у вас будут некоторые проблемы с доставкой на место, особенно если у вас не внедорожник. А вот уж если вы снимаете болота, реки, холмы или тем паче горы, то учитывайте, что большие пространства вам придется преодолевать и ногами.

Второй вариант организации фотосъемок я называю «Постойный«. Знаете, было раньше такое выражение «Попроситься на постой». Вы приезжаете в какую-нибудь деревню и снимаете домик у какой-нибудь бабульки. Особенностью данного вида фотосъемок является то, что пейзаж ваш по большей части получается «деревенский». В таких условиях снимают деревни, сельскую жизнь, деревенские церкви, местных жителей и т.п. Так снимает Анатолий Фирсов и Ирина Стин.

Есть еще два варианта фотосъемки: когда у вас есть дача или деревня и вы пользуетесь ее возможностями для съемки и когда вы сами живете в такой местности, что стоит пройти 100 метров и вокруг прекрасные виды…..

Таким образом, подводя итог, хочу заметить, что выбирая способ трансфера до места съемки и тип организации пленэра вы тем самым формируете конечный результат, то есть то, что вы будете снимать: деревню, виды старых городов или дикую природу. Соответственно то, что вам интересно и должность стать руководящим материалом к действию. К примеру, мне интересна дикая природа во всех ее несвойственных цивилизации проявлениях и это еще одна причина, по которой я выбрал именно фототуризм.

Часть 2

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...Loading...

Добавить комментарий